Платформа: PlayStation 2, PC, Xbox 360

Жанр: MMORPG

Зарубежный издатель: Square Enix (США), Ubisoft (Европа)

Российский издатель: «Акелла»

Разработчик: Square Enix

Количество игроков: тысячи

Онлайн: Открыть

Оформим двойное гражданство?

Анонс российского старта знаменитой MMORPG от Square Enix для большинства геймеров стал приятной неожиданностью. Благодаря грациозным телодвижениям «Акеллы» отечественные пользователи ПК смогут познакомиться с миром Вана’диэль ненамного позже своих европейских собратьев. С механизмом установки игры и подписки на услуги PlayOnline мы уже познакомили читателей в 22(175) номере «СИ», теперь настала очередь рассказа об особенностях очередной «номерной» Final Fantasy – необычной кроссплатформенной MMORPG, заметно отличающейся от других представительниц жанра.

Для начала следует развеять сомнения скептически настроенных фэнов сериала: ни о каких попытках наспех прикрутить громкое имя к нейтральном сетевому проекту речи идти не может. Перед нами самый настоящий, полноценный эпизод Final Fantasy – игра, изначально разработанная с учетом богатейшего наследия серии и в полном соответствии с устоявшимися за десятилетия эволюции канонами. Одиннадцатая часть несет в себе вполне ощутимый «дух Final Fantasy», о котором с таким воодушевлением любят рассуждать поклонники сериала. Дело здесь не просто в наличии знакомых представителей фауны в виде чокобо или муглов: сотни узнаваемых черточек интерфейса, боевой системы, методик развития персонажа и самого мироустройства не дают забыть о том, в какой именно вселенной мы находимся. Отрадно, что европейцам и, в частности, россиянам достался прекрасно сбалансированный, стабильно работающий, буквально полированный вариант игры: со времени японского дебюта оригинальной PS2-версии прошло почти два года, за которые проблемный поначалу проект приведен в должный вид, подтянут и аккуратно обшит всеми жизненно важными патчами и дополнениями (в результате чего PC-версия занимает свыше шести гигабайт на жестком диске). Ежемесячная плата за проживание в Вана’диэле равна $12.95.

ЭКИПИРОВКА

Насколько нам известно, в «Акелле» перевели на русский язык пухлую игровую инструкцию, хотя смысл такого шага сомнителен: без знания английского или японского в городах и весях Вана’диэля лучше вообще не показываться. Любой, кто планирует достичь высоких уровней в FFXI, должен быть готов к выполнению командных заданий, где потребуются навыки общения с иноязычными партнерами (русских здесь пока очень мало, а система случайного разброса по серверам – смотрите врезку – мешает друзьям начать игру вместе). В незавидной ситуации оказываются модемные пользователи: хотя игра в соответствии с MMO-стандартами оптимизирована в том числе и под пропускную способность dial-up’а, проблемы с соединением по российским телефонным линиям могут здорово испортить впечатление от игры. Таким образом, чтобы оценить все достоинства FFXI, вам понадобится выделенный доступ в Интернет (популярный вариант – ADSL-подключение), владение английским хотя бы на уровне средней школы и готовность социализироваться. Последнее особенно важно: на форумах немало игроков признаются, что стесняются знакомиться и общаться с «живыми» персонажами (очевидно, сказывается опыт традиционно офлайновой игры в Final Fantasy). Как результат – они не могут продвинуться в FFXI дальше определенного уровня

МЕХАНИКА

«Системные требованиям к игроку» более-менее определены, теперь о самом действе. Основное отличие FFXI от других MMORPG – в уникальных классах персонажей или, пользуясь местным языком, профессий (jobs). При генерации героя вам доступно не так уж много настроек (раса, пол, три варианта телосложения и восемь типов лиц), зато сразу предлагаются шесть классов, причем в любой момент вы вольны их переключать. Зарабатываемый уровень привязан к активному классу, по достижении восемнадцатого уровня открывается возможность выучить полезные «вспомогательные» профессии. Скорость освоения того или иного навыка зависит не только от проявленных умений, но и от выбранной расы. Комбинаций и вариантов огромное количество, каждый из классов помогает занять определенное место в команде, со временем осваивая все более узкие специализации. Выученные спецприемы и заклинания можно объединять, чтобы нанести больший вред противнику (это здорово разнообразит и оживляет сражения, в которых герои, как полагается в MMORPG, атакуют автоматически). Все игровые механики в конечном итоге поддерживают функционирование системы завоеваний. Каждое из государств Вана’диэля, гражданином которых можно стать в начале игры, – королевство Сан д’Ория (The Kingdom of San d’Oria), республика Басток (The Repubic of Bastok) и федерация Виндурст (The Federation of Windurst) – состязаются за власть над прилежащими территориями, а в труднодостижимом идеале – над всем миром. Изначально силы более-менее равны, хотя баланс этот весьма сложный, и зависит он от множества факторов. Раз в неделю ведется подсчет монстров, побежденных гражданами всех трех стран; на основе данной статистики регионы меняют хозяев, что незамедлительно сказывается на их, хозяев (или бывших хозяев) экономике. Чем больше земли во владении той или иной нации – тем больше ценных кристаллов может собрать население. Жертвуя кристаллы в казну, игроки повышают свой ранг, получая, в свою очередь, доступ к новым миссиям. От ранга зависит и благосклонность ремесленников, предлагающих удачливым игрокам качественную экипировку (и скупающих у новичков всякую мелочовку). Однако со временем вам придется больше полагаться на городские аукционы, чем на лавки местных кустарей: лучшие предметы встречаются там, где за них больше платят. Система завоеваний и связанные с ней экономические механизмы работают как часы; они дают игрокам почувствовать себя частью единой нации, активно и целенаправленно борющейся за мировое господство, – пусть даже непосредственных вооруженных стычек и не происходит. Здесь есть своеобразный аналог PvP (Player vs. Player) – режим Conflict, но он сведен к добровольным турнирным соревнованиям и серьезного влияния на незадействованных в состязаниях героев не оказывает.